В Усть-Донецком районе футбол один из самых популярных видов массового спорта и одним из самых известных и продуктивных тренеров района является Евгений Буня.
Футбол оправдывает свое название народной игры. На стадионы выходят разные люди — взрослые и дети, профессионалы и любители. Интерес к футболу объединяет мальчишек с самого юного возраста и именно из таких, детских и юношеских команд вырастают будущие звезды большого спорта. Активность в игровой форме — наилучший вариант для многосторонней подготовки.
В Усть-Донецком районе футбол один из самых популярных видов массового спорта. И одним из самых известных и продуктивных тренеров района является Евгений Буня. Некоторое время Евгений трудился за пределами Ростовской области, ведя команду месяц «заочно», месяц «вживую». Сейчас же его основным местом работы и проживания вновь стал Усть-Донецкий район. Местом встречи Евгений назначил стадион «Водник», что неудивительно, ведь здесь проходят все значимые футбольные матчи и домашние игры «Водника».
- Евгений, какие ощущения от окончательного возвращения?
- Конечно же, радостные! Зашел на стадион и пришло полное понимание того, что я дома! Все-таки на каких бы мы площадки ни посещали, роднее и уютнее нашего стадиона ничего нет!
- Какие планы на дальнейшую тренерскую деятельность? С чего начнете?
- Я скорее продолжу, чем начну. Футбол же не прекращался с моим временным отъездом, «Водником» занимался Павел Павлович Беспалов совместно с Александром Петровичем Пятибратовым, детей тренировал отдельно Александр Петрович, команды продолжали свою жизнь. По возможности я помогал чем мог, в телефонном режиме. Даже смотрел футбольные матчи, мне жена помогала – по видеозвонку обеспечивала мне прямую трансляцию. А продолжать нужно с развития с детского футбола. Сейчас очень большая сложность вытащить детей от компьютера, от телефонов. Если еще 10-15 лет назад, когда я только начинал тренировать, была задача забрать детей с улицы, чтобы они были заняты чем-то, то сейчас основная проблема – дети не хотят идти в спорт, они сидят дома с телефонами и так проводят все свое свободное время. И в эти моменты очень многое зависит от родителей, потому что в этом возрасте за досуг, занятость и развитие детей отвечают их родители. И даже если ребенок и захочет чем-то заниматься, многое зависит от родителей, их занятости и удаленности проживания от места проведения тренировок. Некоторые родители возят детей на тренировки в Апаринский из Евсеевского, станицы Нижнекундрюченской, хутора Черни… Когда родители заинтересованы, а ребенок понимает, что родители поддерживают, то у ребенка вырастают крылья. А если родители позволяют систематически пропускать тренировки, то результата придется ждать достаточно долго. Я часто повторяю, что тренировочный процесс - это то же самое, что учебный процесс в школе. Вот пропустил ученик две-три темы, уже что-то не понимает, где-то отстает... То же самое футбол – есть программа развития детей определённого возраста, тренировочные упражнения, в которых он получает определенные навыки. Когда ребенок пропускает тренировку, он где-то делает шаг назад, и ему уже приходится догонять сверстников, потом где-то опять не получилось приехать на тренировку, еще шаг назад… Таким образом в команде нет общего знаменателя – кто-то лучше подготовлен, кто-то хуже, а все из-за того, что кто-то постоянно ходит на тренировки, а кто-то нет. Если ребенок хочет заниматься, нужно этому содействовать. Еще раз повторюсь, что детей нужно вытаскивать из дома, из-за компьютеров, из телефонов.
И охватывать нужно все возрасты по очереди. Дети должны развиваться в команде со своими сверстниками, одна команда одного возраста, другая – на год старше и так далее. Таким образом осуществляется спортивная «лестница», и мы взращиваем игроков для районных и поселенческих команд. Поэтому, если мы сейчас не будем развивать детей, то не будет будущего никакого для районного спорта.
- Легко ли к каждому ребенку найти подход?
- С каждым по-разному, но, конечно, нелегко. В этом и заключается интерес работы с детьми: я выхожу из зоны комфорта, чтобы давать им нужное развитие. У меня получается находить с детьми общий язык, потому что я в этом заинтересован.
Команда 2011-2012 года рождения, «Водник junior» показывает достаточно стабильный, хороший результат, поэтому можно сказать, что тренировочное направление выбрано верно и дает положительный эффект. Я делаю все, от меня зависящее, чтобы мальчишки получили те знания, которые позволят им, пусть и не стать великими футболистами, но получить достойную спортивную базу. Благодаря тому, что эти дети долгое время живут в спортивном режиме, это помогает им закалять характер, в их жизни присутствует ответственность и определенный алгоритм, благодаря которому им удается «мягче» войти в переходный возраст и в дальнейшей жизни выработанная дисциплина, конечно, помогает.
Я всегда общаюсь с родителями, они видят, какой я человек, насколько отдаюсь работе и как общаюсь с детьми. Для меня очень важно, как сами дети отзываются обо мне. В треугольнике родители — дети — тренер все должны двигаться в одном направлении, иначе кто-то будет страдать. Тренер должен преследовать цели развития: и детей, и себя. Я все время экспериментирую с подходами и смотрю, как дети считывают информацию. Если ты не на одной волне с детьми, то коммуницировать будет сложно. Играю сразу несколько ролей: друг, тренер, напарник по игре в футбол. Собственно, поэтому эта деятельность мне и нравится – она предполагает смешение в человеке нескольких качеств.
- Оказывают ли какую-то помощь ветераны футбола в развитии детского футбола?
- Безусловно. Игроки взрослого «Водника» часто посещают тренировки с детьми. Когда проходит параллельная тренировка с детьми, в двусторонней игре играют вперемешку дети и взрослые, после таких тренировок дети с восторгом рассказывают всем, как они играли с действующими игроками «Водника».
А когда детский состав «Водника» выводит за руку взрослых игроков, демонстрируется наглядная преемственность поколений, которое в будущем станет достойной заменой действующим игрокам.
Так же, во время домашних игр, я раздаю своим юным воспитанникам номера игроков, играющих на тех позициях во взрослой игре, которые в своей команде занимают юниоры. И дети с нескрываемым интересом наблюдают, черпают для себя что-то новое, для них это является своеобразным наглядным учебником. «Водник» сейчас идет на первом месте в своей группе, и дети, наблюдая за состоявшимися футболистами, учатся напрямую. Поэтому призываю родителей привозить детей на домашние игры! Увидев, как играет взрослая команда, они могут загореться игрой в футбол и спортом в целом.
Комментарии